Городская научно-практическая конференция
учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся 5-11 классов.Скачать
Уважаемые коллеги!
В рамках проведения научно-практической конференции 2023-2024 уч. г.,
с целью подготовки обучающихся к первой научной консультации по теме « Выбор темы, проблемы исследования проекта, сбор информации» необходимо заранее продумать и определиться с проблемой, целью, темой, гипотезой, задачами исследования. Так же важно ознакомиться с необходимым объемом информации по теме исследования.
Подготовленный ученик в совместной работе с научным руководителем значительно более плодотворно и уверенно начнет свою деятельность над исследовательским или творческим проектом!!!
«Проблема исследования»
Проблема определяет стратегию и цель исследования, направление научного поиска.. Обязательное требование к любой работе — обоснование актуальности исследования. Желательно кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым. Правильная постановка и ясная формулировка проблемы в исследовании очень важны. Обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно четко представить, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы.
Раскрывая проблему, необходимо описать, какие положительные изменения произойдут в жизни после того, как проект будет успешно завершен.
«Цель проекта»
Цель исследовательского проекта – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы над решением проблемы. Конечный результат проекта должен быть новым, ранее неизвестным, но может не быть полностью уникальным. Цель – это получение нового знания или нового продукта.
Результатом современной проектной работы в конечном завершающем этапе должен быть практический результат:
Буклет, памятка.
Пособие для детей.
Публикация в местной газете
Профориентационная платформа
Группа в социальной сети.
Видеоролики, видео-рубрики на сайте школы и в интернете, Web-страницы для консультации.
В результатах проектно-исследовательской работы необходимо представлять положительные изменения, которые могут произойти в случае реализации данного проекта на практике.
Тема проекта
При выборе темы работы необходимо учитывать следующее:
- Интерес автора к той или иной проблеме не только на данный, текущий момент. Реальный уровень подготовленности учащегося к выполнению самостоятельного задания.
- Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме, должны быть доступны оборудование и литература.
- Исследование должно содержать элементы новизны, быть ориентировано на поисковое творчество, углубленное изучение рассматриваемого вопроса.
- Формулировка темы должна ориентировать учащегося на самостоятельное исследование по достаточно узкому вопросу.
- Формулируя тему, следует придерживаться правила: чем она уже, тем больше слов содержится в формулировке темы. Малое количество слов свидетельствует о ее расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании работы.
«Гипотеза»
Гипотеза, в переводе с древнегреческого, значит « предположение».
При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если…, то…»; «так…, как …»; «при условии, что …»; т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей. Гипотеза подразумевает экспериментальную или теоретическую проверку.
Вначале лучше составить рабочий вариант гипотезы – как первичное, временное предположение, служащее систематизации материала.
После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы.
Задачи исследования
Задачи – тактика исследования, выбор путей и средств, конкретных шагов для достижения цели. Задачи содержат информацию о том, что, когда исследователь собирается предпринимать, а так же, как можно измерить результаты.
Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования. Оптимальное их количество 3-5. При формулировании задач целесообразно применять глаголы «проанализировать», «описать», «выявить», «определить» и др.
Сбор и обработка информации по теме
Исследуя определенную тему, учащиеся должны изучить по возможности спектр литературы (двух-трех книг недостаточно для подготовки качественной работы).
В первую очередь следует ознакомиться с традиционными учебниками по соответствующей теме работы дисциплине. Здесь собрана и обобщена базовая информация по вопросу. В конце глав учебников обычно публикуются ориентировочные списки литературы, что может помочь в поиске и составлении собственного списка по вашей конкретной теме.
Литература научная, справочная, документальная, материалы периодической печати, сеть Интернет и другие источники – это необходимый базовый теоретический материал для создания базы данных. Использовать официальные сайты «Российское образование», Доклады уполномоченного по правам ребенка, научные статьи на сайтах , сборники докладов, официальные сайты справочно-правовых систем «Гарант», 2Консультант плюс» и др.
При подготовке к работе над научно-исследовательской работой необходимо познакомиться с «Методическими рекомендациями по организации и содержанию учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся», которые можно найти на сайте Дворца в разделе «Научно-практическая конференция».