Прошедший в гимназии № 18 двенадцатый по счету литературный бал оказался удивительно историчен и актуален по своей тематике – «Дуэль в русской литературе».
Хозяйка бала, преподаватель русского языка и литературы высшей категории Ольга Владимировна Ахметова, ее коллеги и ученики замахнулись на неподъемное – Великую Октябрьскую социалистическую революцию, столетний юбилей которой грядет 7 ноября этого года. «Залп легендарной «Авроры» сдвинул истории горы», и спорить здесь не о чем. Так сдвинул, что до сих пор содрогается вся планета Земля от катаклизмов и противоречий. Сорваны на ТВ в дискуссиях голоса, а до истины далеко. И вряд ли мы до нее доберемся в ближайшие годы, видать, еще не дозрели…
Другое дело — дуэли, то бишь «драчки», как любил говаривать Владимир Ильич Ленин. В них, пожалуй, разобраться можно. И помогли в этом на гимназическом балу русские писатели.
Ведущие Екатерина Матвеева, Александр Керженцев и Дамир Сафин заявили следующее: «Вот мы не беседуем, а батлимся, славословим, чатимся и троллимся, но Маяковский – нам не чета… Но искусство все равно остается, как и честь, которая требует защиты от проходимцев и негодяев типа Дантеса». И хотя мудрая царица Екатерина Вторая во имя спасения дворянства запретила дуэли, но даже наказание смертью не остановило бретеров. И борьба самолюбий, глупый случай, несходство мнений, взглядов и идей толкало горячие головы к барьеру, не говоря уже о защите чести дамы. Посему мы никогда не забудем 29 января 1837 года и письма семьи Карамзиных, найденные в Нижнем Тагиле, помогшие выявить истинные причины трагического поединка на Черной речке…
Между тем, дуэль Онегина и Ленского больше похожа на убийство и дуэль Ромашева у А. Куприна, чем полу-комическая схватка Павла Петровича Кирсанова с нигилистом Азаровым, который своей жизненной целью считал уничтожение настоящего. Помните знакомую песню: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем?» Однако полонезы и романсы смягчали происходящее на балу. Так же, как красота танцев и звучавшей поэзии. А камзолы, фраки и мундиры, в которые были одеты гимназисты, пробуждали уснувшее воображение. Вот почему и «кавалергарда век недолог», и почему Петруша Гринев готов пожертвовать жизнью за Машу Миронову в «Капитанской дочке». А каков Сильвио в рассказе «Выстрел» или Пьер Безухов, оскорбленный Долоховым! Кто подозревал, что в этом несуразном, сугубо гражданском человеке столько достоинства!
Но дуэли бывали не только трагические, но и комические, как было уже сказано ранее. И яркий пример тому — повесть «Медведь» А. П. Чехова или знаменитая «Гусарская баллада», в коей поручик Ржевский в гневе чуть не застрелил свою невесту, но ограничился стрельбой по мышам. И хотя наши прадеды и деды славно воевали давным-давно, но каждое нашествие на Русь, особенно наполеоновское, и освобождение от него приносило из Европы семена якобинства, революций и поисков справедливости. Не будь этого, не случилось бы 14 декабря 1825 года, никто бы не «разбудил Герцена», и не занесли бы нашу страну ветры февраля и октября 1917 года.
И все-таки мне не хочется заканчивать свой небольшой рассказ о литературном бале на столь грустной ноте. Давайте впредь будем умнее и осторожнее. Пусть беззаботно кружатся в вальсе гимназисты, на наших глазах разобравшиеся в том, что Грушницкий все-таки оказался подлецом, и потому наказан Богом. Понять такое за полтора часа тоже не просто.
Василий ОВСЕПЬЯН
Источник: «Тагильский вариант»