Окружная научно-практическая конференция «Социализация обучающихся в условиях гуманитарного образования: опыт и инновации». 28 апреля 2017

Сборник материалов окружной научно-практической конференции «Социализация обучающихся в условиях гуманитарного образования: опыт и инновация» / отв. редактор М. В. Гонцова. – Нижний Тагил: НТФ ГАОУ ДПО СО ИРО, 2017.

 
Соловьёва Светлана Рудольфовна,
МАОУ гимназия №18,
город Нижний Тагил

ЭТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ ПРИ РАБОТЕ НАД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ ПРОЕКТОМ ПО ЛИТЕРАТУРЕ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Федеральные государственные образовательные стандарты принципиально меняют представление о результате обучения . Сегодня приобретает особую значимость не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, умений и навыков. Включение педагогов и учащихся в совместную проектную деятельность является эффективным способом достижения этой стратегической задачи образования, позволяет создать благоприятные условия для личностного становления, духовно-нравственного развития учащихся.

Результаты психолого-социологического опроса, проведённого в 2016 году среди учащихся девятых классов МАОУ гимназии №18, продемонстрировали стремление детей к проявлению сочувствия, взаимовыручки, а также желание иметь друзей в школьном коллективе и вне его (методика ранжирования ценностей Е.Б. Фанталовой) . Однако заявленная альтруистическая направленность на практике не находит подтверждения, что констатируется высоким уровнем конфликтности в коллективе. Причина несоответствия между стремлениями и реализацией их кроется в неумении согласовывать собственные смыслы жизни и имеющийся опыт с духовно-нравственным и этическим опытом окружающих. Решение данной проблемы видится в реализации интегративного подхода в образовательном процессе, где основной акцент делается на духовно-нравственном развитии, а одной из форм взаимодействия становится этический диалог.

Понятие этического диалога (автор Шемшуриной А.И.) многоаспектно и может выступать как метод мышления, проникающий в ценностное содержание жизнедеятельности человека, как принцип и средство гуманистического воспитания, как способ построения равноправного взаимодействия педагога и учащихся, а также как механизм актуализации самосознания школьников. С методической точки зрения диалог представляет собой воспитательную технологию, позволяющую выстроить поэтапный процесс соразмышления педагога и учащегося по совместному поиску нравственной истины.

Этический диалог — это взаимодействие, основой которого является деятельностный подход, когда учащийся не просто усваивает знания, а делает их личностно значимыми.

Конструирование этического диалога имеет следующие составляющие:
— завязка, выявляющая проблему;
— процесс диалогического общения по выявленной проблеме в логике развивающего взаимодействия;
— точка интеллектуального и эмоционального напряжения как кульминация сопряжения мнений, суждений, альтернативных позиций;
— нравственный выбор как внутренний диалог ученика с собой, как самоопределение;
— открытый финал как последующее индивидуальное размышление.

По мнению Шемшуриной А.И., этический диалог выступает как основная форма работы на занятиях по светской этике и, соответственно, должен реализовываться в течение одного занятия. Однако, если вспомнить, что этический диалог является методом мышления, принципом и средством воспитания, то возможным становится и иное виденье функционирования этического диалога: расширение временных и пространственных рамок может привести к созданию нового алгоритма по решению духовно-нравственных проблем, возникающих в жизни учащихся.
В связи с этим этический диалог может выполнять несколько ролей:
• форма проведения занятия спецкурса по этике;
• форма урочной и внеурочной деятельности по предмету;
• форма взаимодействия с родителями.

Сложным, но и интересным вариантом воплощения этического диалога в рамках образовательной деятельности является использование его при выполнении исследовательских проектов, когда приобретаемые в ходе исследования знания становятся личностно значимыми и помогают в дальнейшем в решении проблем нравственного и духовного плана.

Например, изучение древнерусской литературы в восьмом классе даёт возможность определить, что считалось счастьем у наших предков. Поэтому появление темы проекта «Противоборство сотериологии и эвдемонизма в древнерусской литературе» послужило поводом к размышлению-исследованию о понимании категории счастья в Древней Руси и в западной литературе. Размышления о смысле жизни и поисках счастья всегда были свойственны человечеству, поэтому не удивительно, что поиски смысла жизни в человеческом понимании связаны с категорией счастья. Что есть счастье: получение удовольствий или же спасение души? Ответ на этот вопрос даёт обращение к философии. Два типа мировосприятия определили характер развития общества – сотериология и эвдемонизм.

Русская литература – это особая литература, и отличительной чертой её является сотериологический характер. Начиная примерно с середины 17 века, в древнерусской литературе появляются произведения, имеющие черты эвдемонической культуры, что свидетельствует об изменениях, происходивших в мировоззрении русского человека. Проанализировав черты зарождающейся культуры, такие как стремление к власти, богатству, попирание моральных норм, поиск чувственных наслаждений, можно сделать вывод о появлении идеалов, ранее чуждых русскому обществу. Однако русская литература по-прежнему продолжала нести в себе черты сотериологического искусства, что подтверждается наличием таких параметров в рассмотренных в ходе исследования произведениях, как наличие чувства соборности, ответственности за всех и вся, желания поверять свою жизнь по Богу.

Кроме того, был проведён социологический опрос среди восьмиклассников и их родителей, выявляющий особенности мировосприятия современного человека. Анализ проведённого исследования показал наличие в мировоззрении респондентов параметров как сотериологического, так и эвдемонического мировоззрения, что свидетельствует о наличии двух типов культур на современном этапе развития общества. При этом следует отметить, что материальное благополучие всё-таки занимает одну из ключевых позиций в жизненных приоритетах как детей, так и взрослых, следовательно, идеалы эвдемонизма оказываются более востребованными, нежели философия спасения души.

При выполнении работы учащийся восьмого класса столкнулся с решением сложнейшей проблемы: ценности какого философского направления, о существовании которого он и не подозревал ранее, окажутся ему ближе – что для него отныне будет обозначаться словом «счастье». Кроме того, выполнение исследовательского проекта помогло учащемуся совершить нравственный выбор в непростых взаимоотношениях с отцом, когда размышления о понимании категории счастья привели ребёнка к мысли о прощении.

В исследовательском проекте «Принцип юридизма в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» предпринята попытка рассмотрения юридических основ западной и российской модели устройства общества на примере изучения поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Размышления над судьбами России привели Н.В. Гоголя к мысли о том, что причиной болезни общества является оскудение души человеческой при наличии в ней возможности духовного возрастания; такая болезнь общества получила у Гоголя название пошлости жизни. Дальнейшие поиски лекарства означали для писателя переход от эстетических категорий к религиозным: лечение духовных болезней требует соответствующих лекарств. В отличие от своего современника П.Чаадаева , Гоголь видит причины неудовлетворительного состояния общества не в отсутствии плодов цивилизации, не в несовершенстве законов, а в духовной неспособности людей проявлять свои лучшие, светлые стороны личности. Главный принцип жизни русского человека, по Гоголю, заключается в следовании нравственным законам, восхождении к духовному совершенству, а не в следовании внешним правилам. Принцип юридизма, возведённый в Европе в основной принцип жизни, развенчивается писателем. По Гоголю, европейская культура жива и творчески сильна теми благовестиями, какие миру принес Христос, она только ими и одушевляется, но осуществить их она стремится своими путями, мимо и вне Церкви, что, по мысли писателя, невозможно. Неслучайно пишет он в своей статье «Занимающему важное место» : «Все европейские государства болеют теперь необыкновенной сложностью законов и постановлений. Повсюду заметно одно замечательное явление — а именно: законы собственно гражданские выступили из пределов и ворвались в области, им не принадлежащие… вторгнулись в область, долженствующую оставаться вечно под управлением Церкви. Случилось это не насильственно: разлив гражданских законов произошел сам собой, встретивши повсюду пустые места… Раньше мирила человека с человеком Церковь, а не гражданский закон. Нужно поэтому, чтобы за Церковью вновь было утверждено то, что должно вечно принадлежать Церкви». Таким образом, рассмотрение принципа юридизма в поэме «Мёртвые души» невольно проливает свет на современные нам события, происходящие в Европе, – распространение ювенальной юстиции, когда главным принципом становится следование букве закона и лоббирование интересов отдельных кругов общества.

Тема другого проекта – «Легенда о Великом Инквизиторе» Ф.М. Достоевского как ответ на теорию толстовства». Безусловно, Лев Николаевич и Фёдор Михайлович являются одними из самых ярких представителей русской классической литературы. Национальный характер, душа народа — вот предмет их художественных исследований. Все идеи Достоевского сильно перекликаются с общепринятыми христианскими идеями добра и зла, любви и свободы. Толстой, в свою очередь, большую роль в существовании любви, зла, свободы отводит разуму, что, конечно, ограничивает эмоциональную и духовную сущность человека.

Однако главной задачей проекта было найти отражение идей толстовства в «Легенде о Великом Инквизиторе» Достоевского. После проведения некоторых параллелей между миропониманием Толстого и Великого Инквизитора из произведения Достоевского, мы увидели, что и то, и другое является порождением духовного нигилизма. И герой романа Фёдора Михайловича, и сам Лев Толстой говорят о том, что обычный смертный никогда не сможет перенести всего того, что перенёс Иисус Христос . По их мнению, люди должны стремиться удовлетворить свои «сиюминутные» нужды, потому что человек слаб и зависим от обстоятельств, он не может справиться со своей свободой самостоятельно, человеку необходимо смотреть на мир более рационально и думать о жизни земной больше, чем о жизни после смерти. Теория толстовства нашла широкий отклик в сердцах современников, да и сейчас она привлекает внимание более, нежели сложное не столько для восприятия, сколько для воплощения православие. События, произошедшие в России после 1917 года, невольно подтвердили правоту Достоевского и опровергли несостоятельность идей толстовства. История бесстрастно рассудила писателей-гигантов, чья встреча при жизни так и не состоялась. Для того, чтобы не повторять ошибок прошлого, духовный опыт Достоевского должен стать более востребованным, чем духовный опыт Толстого – и это одна из важнейших задач по духовно-нравственному воспитанию, стоящих перед современным учителем.

Подводя итог, следует отметить, что обращение к духовно-нравственным и этическим проблемам в проектной деятельности есть способ интеграции общечеловеческих ценностей в образовательную среду. Этический диалог, как метод мышления, применяемый учащимся в рамках осуществления проектной деятельности, в свою очередь, позволяет:
— преобразовывать фактические знания, получаемые в проектной работе, в личностно значимые, что способствует в дальнейшем решению учащимся нравственных и духовных проблем;
— создать условия для осознания учащимся своей системы ценностей, мировосприятия, соотнесении их с теми нравственными и духовными идеалами, которые характерны для традиционного российского общества, нашли отражение в произведениях литературы;
— приобщиться к духовному опыту общества через познание эмоциональной и духовной сущности героев произведений литературы.
Все это в совокупности способствует формированию нового алгоритма по решению духовно-нравственных проблем, возникающих в жизни учащихся.

Литература

1.Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями. Занимающему важное место URL: http://gogol.gatchina3000.ru/gogol-correspondence_28.htm (дата обращения — 27.12.2016)

2.Толстой Л.Н. В чём моя вера? . URL: http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0152.shtml (дата обращения — 27.12.2016)

3.Фанталова Е. Ценности и внутренние конфликты Теория, методология, диагностика URL: http://psychlib.ru/mgppu/FCv-2012/FCv-0002.htm] (дата обращения — 27.12.2016)

4.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования URL:http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf (дата обращения — 27.12.2016)

5.Чаадаев П.Я. . Философические письма URL:http://az.lib.ru/c/chaadaew_p_j/text_0010.shtml (дата обращения — 27.12.2016)

6.Шемшурина А.И. Основы этической культуры. URL: http://www.studfiles.ru/preview/2412411/ (дата обращения — 27.12.2016)

Comments are closed.