Самоэффективность учащихся и педагогов в условиях продуктивного образования: материалы научно-практической конференции МАОУ гимназии №18 / отв. редактор М. В. Гонцова. – Нижний Тагил: МАОУ гимназия №18, 2016. – 56 с. + 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Загл. с этикетки диска.
Соловьева С.Р.
учитель русского языка и литературы
МАОУ гимназии №18
Самоэффективность и метапредметность. Их соотнесенность
Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя между ними никакой связи. В последнее время появилась надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, где в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Однако американский социолог Альберт Бандура отмечал, что обучение может быть организовано не только посредством осуществления каких-либо действий, но и с помощью наблюдения за поведением других людей[1]. Возникает противоречие в подходах к современному образованию: возможно ли совместить деятельностный подход и наблюдение в обучении для того, чтобы фомирующаяся в сознании ученика картина мира стала целостной.
Как утверждают идеологи современного образования[2], познание окружающей человека системы эффективно на основе усвоения таких метапредметов, как знание, знак, проблема, задача, ситуация и смысл. Но всё же картина мира не станет целостной, если человек не сможет определить своё место в этой системе. На помощь познанию приходит наблюдение: сопоставляя собственные достижения с результатами деятельности других людей, отслеживая поведение окружающих, имеющих примерно равные способности и умеющих справляться с поставленными задачами, индивид создаёт собственное представление о своей способности справляться с конкретными ситуациями. Такие «убеждения человека относительно его способности управлять событиями, воздействующими на его жизнь»[3] получили название самоэффективности (А. Бандура). Именно уверенность в своей компетентности (а не умения, способности и личностные качества) определяют степень настойчивости и упорства при обучении и высокие результаты в профессиональной деятельности.[4] Следовательно, использование метапредметов в обучении непродуктивно при низком уровне самоэффективности.
Американские психологи Джейден Маддукс и Марк Шеер[5] разработали теорию АК. Бандуры далее и выделили два вида самоэффективности в зависимости от сферы применения: самоэффективность в деятельности и самоэффективность в общении. В соответствии с их теорией, компетенции и опыт в одном виде деятельности могут быть применены в аналогичной деятельности в другой области. Следует заметить, что использование компетенций одного вида деятельности в другом возможно только при усвоении метапредметов. Таким образом, высокий уровень самоэффективности в деятельности предполагает не только знания о собственных достижениях и косвенный опыт, но и владение метазнаниями, метаспособами и метадеятельностью. Если обратиться к самоэффективности в общении, то высокая самооценка и представление о коммуникативной компетентности придают уверенность в собствеенных силах и создают ситуацию успеха во взаимодействии с людьми – об этом речь также ведётся при формировании универсальных учебных действий. Подводя итог, можно утверждать, что обучение метапредметам будет бесполезным, если учащийся не овладеет приёмами самоэффективной деятельности.
Практика работы в МАОУ гимназии № 18 показала, что наиболее успешными становятся учащиеся, имеющие положительный опыт, подкреплённый высокими достижениями, верящие в свои силы и испытывающие эмоциональный подъём в процессе обучения. Такие ученики обладают высоким уровнем мотивации, индивидуальным стилем мышления, проявляют способность противостоять негативным эмоциям, имеют низкий уровень тревожности. Секрет успеха кроется в умении «переносить» не только компетенции и опыт, но и уверенность в собственных силах из одного вида деятельности в другой.
Для достижения высокого уровня самоэффективности и усвоения метапредметов при изучении курса русского языка и литературы наиболее обоснованным можно считать использование таких технологий: интерактивного обучения, личностно ориентированной технологии, личностно ориентированной технологии, интегрированного обучения, проектной технологии, технологии критического мышления и творческого мышления.
Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми. Интерактивное обучение позволяет обеспечить групповое взаимодействие всех участников образовательного процесса, а также эмоциональную включенность в процесс работы. Они являются средством самопознания и познания других людей, формируют мировоззрение, способствуют личностному развитию. Примером использования интерактивного метода является лингвистическая игра «Грамматический бой», которая может применяться как в пределах одного класса и одной темы, так и в пределах нескольких разновозрастных групп и охватывать материал различных разделов языкознания. Одна из разработок была представлена мною на Межрегиональном конкурсе «Призвание быть учителем» и опубликована в журнале «Муниципальное образование: инновации и эксперимент», 2013, №4. В ходе игры создается «поле общения» для учащихся, в результате чего они учатся самостоятельно принимать решения, справляться со своей тревожностью, открыто выражать свою жизненную позицию, развивают сильные стороны своего характера.
Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения, то есть опять же метапредметов). Цель данного обучения – максимальное раскрытие возможностей обучаемых. Урок этики «Категория счастья, или Философия практической жизни», проведенный для учащихся седьмых классов, предполагал работу над такой метапредметной категорией, как «счастье», а также создание коллективной «Лестницы счастья». Понимание категории «счастье» способствует умению принимать чужой жизненный опыт, сопоставлять чужой опыт с собственным.
Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки позволяют использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры и искусства. В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук. Например, понимание феномена «серебряный век» невозможно без обращения к искусству рубежа девятнадцатого-двадцатого веков. Именно в этот период происходит бурный расцвет поэзии, живописи, музыки и архитектуры. Знакомство с различными видами искусства не только обогащает внутренне учащегося, но и позволяет обратиться к работе над таким метапредметом, как категория, в частности — красоты.
В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Например, при работе над проектом «Противоборство сотериологической и эвдемонической культур в древнерусской литературе» Ботвиннику Даниэлю, во-первых, пришлось обратиться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам, что способствовало формированию личности, обладающей информационной культурой в целом. Во-вторых, актуальность темы исследования на современном этапе, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию не только в Нижнем Тагиле на научно-практической конференции, но и в Москве на IX Всероссийском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке», где он стал победителем, позволили успешно организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. В-третьих, Ботвинник Даниэль смог освоить технологию проведения исследования. В-четвертых, выбирая проблему исследования, ученик исходил из своих интересов, лежащих в области не только литературы, но и духовно-нравственной области, и степени подготовленности проводить исследование непростой для восприятия древнерусской эпохи. Всё это создало возможность построения учащемуся собственной траекторию обучения и самообучения. Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе способствовало формированию метапредметных умений и навыков, включающих в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы, соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, а также созданию ситуации успеха и, как следствие, повышению уровня самоэффективности.
Основой метапредметного подхода, позволяющего повысить уровень самоэффективности, является технология критического мышления и технология творческого мышления[6]. Первая предполагает умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия. Именно эта технология позволяет формировать метаумения – присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные). Технология творческого мышления связана с переносом, видением новой функции, видением проблемы в стандартной ситуации, видением структуры объекта, альтернативноым решением, комбинированием известных способов деятельности с новыми. Именно эта технология во многом способствует созданию ситуации успеха, освоению положительного эмоционального опыта. Однако же благодаря ей происходит усвоение понятий проблема, ситуация, смысл. Например, выполнение проекта «Легенда о Великом Инквизиторе» Ф.М. Достоевского как ответ на теорию толстовства» потребовал от учащейся 11 класса Казанцевой Анастасии умения отличать мнение исследователя от факта, видеть логические несоответствия в различных источниках. Творческий подход позволил ей создать новый продукт – таблицу, в которой было показано столкновение двух практически противоположных философий – теории толстовства и теории Достоевского, что для современного литературоведения не всегда является приемлимым.
В заключение хотелось бы заметить, что формирование целостной картины мира невозможно без применения различных подходов в образовании. Помощниками в этом могут служить технологии, включающие как деятельностный подход, так и наблюдение за поведением других людей. Данные подходы и технологии обеспечивают самоэффективность обучающихся, как личностную, так и познавательную, необходимую для самореализации личности.
Список литературы
- Гончар С. Н. Самоэффективность как профессиональное качество будущих педагогов-психологов // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 250-253. URL: http://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2163/ (дата обращения 20. 11. 2016)
- Иванова Н. А. Психологическое исследование личностных особенностей студентов с разным уровнем самоэффективности // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сборник статей по материалам XXV международной студенческой научно-практической конференции №10(25). URL: http://sibac.info/archive/guman/10(25).pdf (дата обращения: 20.11.2016)
- Кобец В. Н. Самоэффективность как самооценочная характеристика готовности будущих менеджеров к профессиональной деятельности // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, выпуск 20 (163)/ том 19 / 2013. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/samoeffektivnost-kak-samootsenochnaya-harakteristika-gotovnosti-buduschih-menedzherov-k-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения 20. 11. 2016)
- Симинчук С.А. Взаимосвязь творческого и критического мышления.// URL: http://www.rusnauka.com/9_KPSN_2011/Pedagogica/5_84084.doc.htm (дата обращения 20. 11. 2016)
- Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)// Интернет-журнал «Эйдос». URL: http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm (дата обращения 20. 11. 2016)
Ссылки
[1] Кобец В. Н. Самоэффективность как самооценочная характеристика готовности будущих менеджеров к профессиональной деятельности // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, выпуск 20 (163)/ том 19 / 2013, с. 223 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/samoeffektivnost-kak-samootsenochnaya-harakteristika-gotovnosti-buduschih-menedzherov-k-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения 20. 11. 2016)
[2] Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)// Интернет-журнал «Эйдос». URL: http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm (дата обращения 20. 11. 2016)
[3] Кобец В. Н. Самоэффективность как самооценочная характеристика готовности будущих менеджеров к профессиональной деятельности // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, выпуск 20 (163)/ том 19 / 2013. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/samoeffektivnost-kak-samootsenochnaya-harakteristika-gotovnosti-buduschih-menedzherov-k-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения 20. 11. 2016)
[4] Гончар С. Н. Самоэффективность как профессиональное качество будущих педагогов-психологов // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 250-253. URL: http://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2163/ (дата обращения 20. 11. 2016)
[5] Гончар С. Н. Самоэффективность как профессиональное качество будущих педагогов-психологов // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 250-253. URL: http://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2163/ (дата обращения 20. 11. 2016)
[6] Симинчук С.А. Взаимосвязь творческого и критического мышления.// URL: http://www.rusnauka.com/9_KPSN_2011/Pedagogica/5_84084.doc.htm (дата обращения 20. 11. 2016)